поиск по блогу

9 ноября 2011 г.

Главная проблема образования

Как многие из вас знают, последние месяцы я, скажем так, занимаюсь образованием. Вернее, пытаюсь разобраться как устроена образовательная машина в России и других странах.
Это не случайный интерес.
  • Во-первых, однажды умершая во мне рок-звезда оживает в то время, как я беру в руки микрофон, поднимаюсь на "сцену" и выступаю с очередным докладом перед публикой или лекцией перед студентами =)
  • Во-вторых, я все-таки трудился в HeadHunter и имею некоторое отношение к рынку труда, а соответственно и к образованию.
  • В-третьих, жизнь удивительная штука и вот уже третий месяц я работаю в направлении "Молодые профессионалы" Агентства Стратегических Инициатив, одной из задач которого является обновление стандартов профессиональных квалификаций.
  • Ну и в-четвертых, в детстве я много играл в учителя — ставил оценки выдуманным ученикам в самодельном классном журнале, читал глупые лекции умным родителям и далее по списку=) А когда стал старше влюбился в Джона Киттинга — преподавателя английской словесности из фильма "Общество мертвых поэтов" и твердо решил заняться на пенсии преподавательской деятельностью.
Я, конечно, далеко еще не эксперт в вопросах образования, но очень уж увлекательной оказалась эта тема, а потому познавать ее получается довольно быстро.
Таким образом, на данную тематику я буду писать здесь больше. Правда, все в том же формате — минимум чужого опыта, максимум своих открытий. В конце-концов, я пишу для того, чтобы учиться думать и выражать свои мысли.
 


и для начала, я хочу рассказать об одной из главных проблем образования
  • Ни для кого не секрет, что выпускникам трудно найти работу, а по специальности работают только 20% вчерашних студентов.
  • Бизнес не устраивает качество человеческих ресурсов. Молодой профессионал выходит на работу и слышит: "Забудь, все чему тебя учили, рядовой".
  • Практически все крупные компании вынуждены придумывать собственные образовательные программы для того, чтобы научить человека решать повседневные задачи.
  • И это я не говорю о таких сложных вопросах, как демографический кризис (кстати, очень скоро мы попадем в очередную яму), массовый отток самых светлых "мозгов" за границу, инфляция образования, не способность людей выстраивать собственные карьерные траектории и перекосы при выборе профессии (сейчас из ВУЗов выпускается 80% гуманитариев и только 20% технарей, а в интервью "Новой Газете" Явлинский рассказал, что на вопрос "Где вы хотите работать?" подавляющее большинство студентов, которым он преподает, назвали правительство, Газпром и глобальные корпорации).
Словом, все выглядит довольно печально, но дело ведь в том, что все это следствия, а причина кроется в том, что в студентов загружают устаревшие знания, а не прививают им востребованные компетенции.

Тут надо определиться с формулировками.
Что такое знания?
Что такое навыки?
Что такое, в конце-концов, компетенции?

Попробуем разобраться на простом примере.
  • Я могу знать устройство самолета, выучить название деталей и назначение кнопок, понимать, как он летает. Это знания.
  • Когда я сяду за штурвал и оторвусь от земли я получу навык. Теперь я не только знаю, но и умею поднимать самолет в воздух.
  • Но только когда я буду способен успешно выполнить полет из точки A в точку B, я получу соответствующую компетенцию.
Получается, что компетенции — это сплав знаний и навыков, это способность решать поставленную задачу.
Сами по себе знания ничто, не зря в Библии сказано, что "знание надмевает" (кстати, как вы понимаете это слово?), навыки тоже нужны для какой-то цели. И лишь компетенции позволяют быть эффективным работником.

Так почему же система образования продолжает фокусироваться на передаче знаний и уделяет так мало внимания развитию компетенций?
Не в этом ли одна из центральных проблем образования и причины неудачного старта выпускников?

Чуть позже я постараюсь продолжить эту тему, а пока вы можете высказать свое мнение в комментариях.

1 комментарий:

  1. тезка,ты прав я тебя поддерживаю. учителям нужно фокусироваться на развитии у студентов и учеников компетентного мышления(ооооо вот так сорвалось). Очень актуально.Рекомендую если не знаешь пообщаться с И.Пинчуком из (http://potential-school.ru/) мне очень нравиться то что они делают и уже не один год!
    Ещё есть другая проблема с образованием в РФ у нас учат всему,но ничему конкретному по сути, я не говорю о деталях. и народ умеет заниматься всем по немногу,но в итоге ничем конкретным(я говорб о том чтобы это было бы действительно влиятельно и эффективно в обществе))))

    ОтветитьУдалить