поиск по блогу

21 декабря 2011 г.

Дом-2 как социальный лифт

Некоторое время назад я уже затрагивал тему социальных лифтов, но сегодня хотел бы к ней вернуться.
Написать этот пост меня побудил небольшой разговор со старым знакомым, а ныне членом Общественной палаты РФ, Антоном Коробковым. Правда, это разговором назвать трудно — так, перекинулись несколькими сообщениями в Твиттере.

Началось все с твитов Антона о том, что молодежные политические движения "шанс для парня или девушки хоть что-то увидеть в жизни лучше серых стен общаги" и реалити-шоу Дом-2 "для всех этих подростков из регионов это возможность хоть какой-то луч света увидеть".
И ведь не поспоришь, но лучшие ли это примеры социальных лифтов?

 

Пожалуй, самое время повториться, что я пока не являюсь специалистом в данном вопросе и просто делюсь своим личным мнением (в данном случае, сначала в Твиттере, а теперь здесь).
Для чего нужен социальный лифт, например, девушке Свете из Ивановской области, интервью с которой опубликовали сегодня в Известиях?
Ответ очевиден — чтобы получить по-настоящему хорошее образование и найти достойную работу. 

Зачем социальные лифты государству?
Для постоянного обновления элит и повышения качества работы людей, принимающих решения, для улучшения экономической ситуации и остановки деградации общества, для снижения уровня недовольства низов, в конце-концов.
Тут, правда, важно помнить о разных уровнях социальной мобильности, поскольку потребности владельца малого бизнеса, который стремится стать владельцем бизнеса крупного заметно отличаются от потребностей воспитанника детского дома, нуждающегося в качественном образовании. И потребности каждого сможет удовлетворить только система социальных лифтов, но это уже другой разговор.
Какие социальные лифты сегодня функционируют? 
Я не могу ответить на данный вопрос объективно. Это тема для отдельного исследования, которое я когда-нибудь проведу, не зря предупреждал, что специалистом не являюсь =)

Первое, что мне приходит в голову — это государственная служба, путь в которую, амбициозная молодежь видит через прокремлевские политические движения типа "Наших".
Я общался с некоторыми их активистами и слышал что-то очень похожее на слова выше упомянутой Светы "чем больше народу (на митинг) привезешь, тем активнее работаешь, могут на Селигер послать, а то и в Москву забрать, продвинуть по партийной линии".
Правда, многие мои знакомые молодые и амбициозные столкнулись с одной и той же проблемой — продвинувшись вверх, счастливчики защищают свое положение и закрывают другим людям доступ к конкретному лифту. И это проблема номер раз, которая имеет место быть не только в масштабах молодежных движений.

Но меня гораздо больше печалит проблема номер два.
А именно, крайне ограниченный спрос на социальные лифты.
Опять же, ни один абзац не является истиной в последней инстанции, я просто рассказываю о своих наблюдениях.
Потребность в серьезных переменах, а главное, желание работать над собой, чтобы они стали реальностью, в наличии у очень небольшого процента населения страны.
Причины этого можно найти в пост совковом менталитете, ограничивающем горизонт личного стратегического планирования до формата "дотянуть бы до зарплаты", или в кризисе института семьи, или даже в отношении к власти, как к сакральным божествам, а не нанятым налогоплательщиками людям, но факт остается фактом.
В общем, не требуют россияне социальные лифты, да и по лестницам не любят подниматься. 

что же делать? 
Начать с тех, кто уже готов или только созревает, в надежде, что однажды наступит переломный момент и равнодушное большинство предъявит заказ на социальную мобильность.
Для первой (и вероятно, самой малочисленной) группы надо создавать реальные возможности для роста, вторую группу планомерно "доводить до кондиции", а третью — шокировать образами унылой старости и возбуждать историями успеха.
И в последних двух случаях, не обойтись без поддержки СМИ и массированной кампании в Интернет.

Когда я только начинал работать в Агентстве стратегических инициатив, мы в режиме мозгового штурма, набрасывали идеи проектов, которые смогут решать задачи нашего направления.
Среди моих предложений было организация реалити-шоу на федеральном ТВ, герои которого будут выстраивать свои карьерные траектории, начинать бизнесы и всячески биться за место под солнцем.
Неделю назад, я был приятно удивлен, обнаружив вот этот прекрасный сайт.
И хотя, я знаю об этом проекте еще не так много, очевидно, что стране нужны "академии реалити", а не "вторые дома".


Комментариев нет:

Отправить комментарий